Социальная программа "Используй разумно - создавай с душой!"

узнать подробнее

Уэнделл Касл: «Моя цель – возвысить мебель в категорию скульптуры»


Американский дизайнер, архитектор и создатель мебели, Уэнделл Касл (Wendell Castle) – основоположник направления «арт мебель». Его работы, которые синтезировали в себе искусство скульптуры и мебельное ремесло, стали настоящим открытием в мире дизайна 60-х годов ХХ века. Касл бросил вызов традиционным границам функционального дизайна и значительно их расширил.

Начало карьеры и рождение American art furniture movement

Уэнделл Касл родился в городе Эмпория в штате Канзас в 1932 году. Он успешно учился в Университете Канзаса, получил степень бакалавра изобразительных искусств в области промышленного дизайна в 1958 году и степень магистра изобразительных искусств по скульптуре в 1961 году.

«После непродолжительной работы в области промышленного дизайна я увидел, что никто не был заинтересован в создании вещей экспериментального или необычного характера… единственный способ, которым я мог сделать то, что хотел сделать, - это сделать это самому».

«В этот момент я увлекся скульптурой… и некоторые из этих произведений… совершенно случайно закончились тем, что стали выглядеть как странные предметы мебели с сиденьями на неправильной высоте и тому подобное. Эта идея заинтересовала меня, и я начал идти в этом направлении "

Так в 1959 году появился стул “Stool Sculpture”:

Stool Sculpture, 1959
"Student" chair (Стул Студент), 1961 / Орех

Стул был сделан из переработанных оружейных лож, которые словно ветви дерева переходят из одной в другую. Благодаря этой и подобным работам на Касла обратили внимание. Стулья побывали на многих выставках по всему миру и в какой-то степени задали направление в его карьере.

По мере того, как интерес Касла к объединению скульптуры и мебели рос, его абстрактные творения из тонких оружейных лож превратились в Scribe’s Stool. Хотя эта скульптура может использоваться как стул, но удержать равновесие на ней довольно сложно. Стул Писателя, как и некоторые ранние его произведения, сравнивают со скульптурой и рисунками Генри Мура, Альберто Джакометти и Франца Кафки.


Scribe’s Stool, 1961- 1962

Техника ламинирования древесины

Ранние работы Касла - тонкие, изящные, но при этом устойчивые и крепкие. Они характеризуются строгим соблюдением техники ламинирования дерева, что позволило ему исследовать органические формы и акцентировать внимание на природных тональных качествах материала.

Касл первым стал экспериментировать со стек-ламинированной древесиной. Касл склеивал деревянные пластины в многослойные ламинации и вырезал готовые предметы из этих заготовок. Ламинирование значительно усиливает естественную прочность дерева, что давало Каслу абсолютную свободу творчества. Он не придумал процесс ламинирования, но он превознес его на более высокий уровень.

Работы Уэнделла начинались в альбоме для зарисовок. «Мой стол для рисования как убежище. - говорил Касл. - Здесь все происходит. Я рисую понемногу каждый день и мои рисунки – это отправной момент для моих работ. Я никогда не начинаю сразу вырезать по дереву. Я просто рисую. Так было всегда. С момента открытия.»

Арт-мебель и предметы интерьера

После выпуска из университета, Уэнделл переехал в Нью Йорк в надежде стать скульптором, но не мог найти галереи, желающие выставлять его работы. Спустя год он принял предложение Школы американских мастеров Рочестерского технологического института (РТИ), где и преподавал с 1962 по 1969 годы.

На протяжении всей своей карьеры Касл делился своими знаниями и дизайнерскими идеями с другими. В 1969 г. занимал должность преподавателя в SUNY, с 1984 г. в Школе американских ремесел РТИ проводил семинары по промышленному дизайну для выпускников.

Творческий запал Касла состоял из дикого воображения, обузданного трудовой этикой. Он вырезал объемные формы бензопилой, завершая обработку долотом, фрезером и другими инструментами. Эти неуловимые изменения делали изделие действительно идеальным. После недельной шлифовки Касл отдавал изделие одному из своих помощников. Он работал одновременно с несколькими творениями. «Важно, чтобы я оставался вовлеченным в изготовление - говорил Касл, - Это позволяет мне принимать решения в процессе». В его последних работах методы резьбы, обработки и финишной обработки сочетаются с цифровыми методами, такими как 3-D сканирование, 3-D моделирование и фрезерование с компьютерным управлением.

На выставке 1965 года была отмечена работа Уэнделла Касла Chest of Drawers. Комод с витиеватыми ножками, две из которых переходят в ручки, произвел впечатление на многих критиков. Первоначально Chest of Drawers задумывался с шестью ногами, но в 1966 году Касл добавил еще 4 изогнутых опор из-за структурных и эстетических причин.

Coffee Table, 1958 / Орех
Walnut Sculpture,1958-1959 / Орех и латунные штифты


Chest of Drawers, 1962
Дуб, орех, береза и дубовая фанера

Kangaroo Chair, 1962
Оформленный вручную орех и оригинальная обшитая кожа
In God We Trust chair, 1964
Дуб, кожа

Еще одна известная работа Уэнделла Касла - кресло "Пьедестал". Изначально оно предназначалось гостиной известного предпринимателя и галериста Ли Норднесса. В дополнение к стулу, Уэнделл создал для резиденции Норднесса монументальный скульптурный диван, журнальный столик в форме листа и торшер.

С этой гостиной Касл вступил в важный новый этап своей карьеры, заново представив интерьеры в виде пейзажей из массивной скульптурной мебели. Подобный, но другой стул находится в коллекции Института искусств Чикаго.

Pedestal Chair, 1967
Ламинированный орех
Dictionary stand, edition of 12, 1968
Ламинированный орех

«Мебель будет вырастать из потолка и стен.» - говорил Касл после создания Wall Table No. 16 в 1969. Он осуществил задуманное с помощью двух действующих основ. Одна крепится к полу, другая к стене, бросая вызов привычным представлениям, какой должен быть стол.

Wall Table No. 16, 1969
Афромозия
Mirror, 1970
Ламинированный орех, зеркальное стекло.

Период с 1968 по 1970 год Касл плодотворно экспериментировал с формами. Отдельные части мебели комбинировались и превращались в ландшафты. Касл создал кровать в виде дерева, в виде гигантского бобового стебля, в виде стола в форме раковины с консольной кушеткой. Для одного из клиентов Касл вырезал спальный помост со слоновыми ножками и стол в форме слезы.

Его творение Environment for Contemplation (анг. Пространство для размышлений) представляет собой деревянную камеру в форме капли, в которую можно пройти через маленький дверной проем. Уютный интерьер обтянут поролоном и обит мягким ковриком Flokati натурального цвета, оставляющего достаточно места, чтобы человек мог уединиться для самопознания.

Environment for Contemplation, 1970
Стек-ламинированный дуб, стекловолокно, флокированное дерево, ткань.
Executive Desk, 1974
Вишня и вишневая фанера
Music rack (Пюпітр, 1980)
Дуб и палисандровое дерево
Rare pair of doors, 1976
Орех, шпон из ореха, зеркальное копченое стекло, шпон из зебравы, латунь

Касл создал широкий спектр форм в своей работе - иногда объемный, извилистый или змеиный, но всегда сбалансированный.

“Goose desk”,1983
Английский орех, кудрявый клен, черное дерево, лак, индийская тушь, эбеновое дерево
Crescent rocking chair, 1984
Орех, кожа

Касл говорил: «Вы никогда не догадаетесь сделана ли эта мебель 40 лет назад или вчера.»

Desk with Clock II, 1991
Кожа, бронза, цератопеталум безлепестковый, красное дерево, краска

Four-Legged Table, 1992
Резной и окрашенный шпон красного дерева, ореха или ясеня
Tall Cabinet, 1992
Резное основание из черного дерева, светлые деревянные двери
Handy Man bench, 2004
Акриловая роспись липы
Arid console, 1998
Полихромированный желутонг, шпон из венге

В 2010 году Уэнделл Касл представил 'Ghost Rider' на выставке Rockin’ у Барри Фридмана в Нью Йорке. Кресло-качалка своей плавностью и лаконичностью связано со многими из его прошлых шедевров. Но в тоже время выглядит смелым и динамичным.

Ghost Rider rocking chair, 2010
Бубинга
The secret of a few, 2012
Мореный ясень с масляной отделкой

Лампа High Hopes Lamp (англ. Высокие надежды), высотой примерно 3 метра, символизирует постоянный интерес Касла к масштабу. С помощью компьютерно-опосредованных технологий и своего 3-D робота, Касл реализовывал все более сложные формы. Эта монументальная лампа оснащена осветительными элементами, которые можно запрограммировать на проекцию нескольких цветов. Cмещая рисунок, они еще больше подчеркивают фантастические качества лампы.


High Hopes Lamp, 2015
Компоненты из ясеня, стекловолокна, пенополиуретана и освещения

Под влиянием своего Dining Table 1966 года, Касл создал в 2015 году еще один Dining Table. Столешница с центральным отверстием опирается на скульптурную группу, состоящую из трех конусов. Подобная работа была бы невозможной без использования станка с ЧПУ.


Dining Table, 2015
Окрашенный ясень и сталь

Работы в стиле trompe l'oeil

В творчестве Касла был период , когда он увлекся скульптурами в стиле trompe l'oeil (фр. "Обман зрения"). Наверное, самое известное из них - Ghost Clock (Призрачные часы), сейчас выставляемые в Смитсоновском Американском Художественном Музее. На первый взгляд кажется, что это просто старые часы, прикрытые белой тканью. Скульптура вырезана вручную из цельного куска красного дерева. Благодаря тщательной детализации, автор создал видимость эластичной белой ткани. Эта работа является последней в серии из тринадцати часов, которые художник создал в 1980-х годах; в отличие от других, ей не хватает внутреннего механизма. Навязчивое спокойствие и тишина наводят на мысль о вечности - отсутствии времени.

Для Уэнделла это было небольшое отступление. Вскоре он вернулся к основному направлению в своей работе.


Ghost Clock, 1985
Красное дерево

Shearling Coat on Coat Rack, 1978
Красное дерево

Музыкальные инструменты

Кроме предметов мебели, Касл создавал музыкальные инструменты. Пианино Caligari от Wendell Castle, выпущенное в 1990 году, относится к серии работ, которые были вдохновлены сценическим дизайном Германа Уорма для классического фильма ужасов 1920 года «Кабинет доктора Калигари»

Caligari, 1990
Steinway & Sons Piano number # 500,000, 1987

Steinway & Sons, американская компания-производитель фортепиано, предложила Уэнделлу Каслу создать дизайн их 500-тысячного инструмента.

Творческие принципы

В доказательство того, что талантливый человек талантлив во всем, Касл издал в 1996 году My 10 Adopted Rules of Thumb (Мои 10 усвоенных правил большого пальца). Первоначально Правила были написаны как руководство по творчеству, но вскоре их стали использовать в самых разных областях. Список правил Уэнделла Касла вдохновляет людей творческих профессий, искусства и дизайна, педагогов и ученых.

Оригинальные 10 принятых правил большого пальца:

  1. Если вы влюблены в идею, вы не судите о ее красоте или ценности.
  2. Трудно увидеть всю картину, когда вы находитесь внутри кадра.
  3. После изучения уловок торговли, не думайте, что знаете торговлю.
  4. Мы слышим и понимаем то, что мы уже знаем.
  5. Собака, которая остается на крыльце, не найдет никаких костей.
  6. Никогда не ставьте перед собой проблему в тех же терминах, в которых она была передана вам.
  7. Если это необычно или удивительно, это, вероятно, полезно.
  8. Если вы не ожидаете неожиданного, вы не найдете его.
  9. Не становись слишком серьезным.
  10. Если вы каждый раз попадете в яблочко, цель находится слишком близко.

Влияние на современный дизайн

Когда Касл начинал свой творческий путь, рынок не был готов принять его с распростертыми объятиями. Сегодня же, когда мебель, превратилась в главного гостя арт-ярмарок, оду первопроходцу поет новое поколение дизайнеров. Например, невозможно не заметить влияние Касла на футуристичные работы Карима Рашида.

За всю свою выдающуюся карьеру Уэнделл Касл получил множество наград, в том числе, медаль Истмана из Университета Рочестера в 2013 году, Премия Смитсоновского института Visionary Award (вместе с Альбертом Пейли) в 2014 году, медаль «Лидерство» в 2015 году от Смитсоновской галереи Ренуик в Вашингтоне. Первая премия Visionary Award была учреждена в честь тех художников, которые «поднялись на вершину скульптурного искусства и дизайна».

Сочетая скульптурные формы и функциональность на протяжении всей своей шестидесятилетней карьеры, Касл создавал смелые, органичные, иногда причудливые и ироничные формы мебели из дерева, пластика, металла и бетона.