Украинский архитектурный модерн – самобытный ребенок XX столетия

Украинская архитектура – самобытная и живая, «теплая» и пластичная, сформировавшаяся в непростых и всегда насыщенных исторических реалиях. Ее звук – тонкий и уверенный, слышится нам из современных архитектурных ансамблей украинских городов. Сегодня украинская архитектура, безусловно, переживает эпоху ренессанса – возрождаясь, как феникс, из сталинского ампира и хрущевского тиражирования. Нам посчастливилось быть свидетелями совершенно нового времени, рождения новой эпохи. Но не менее важным является наше архитектурное наследство – ярким представителем которого является украинский модерн.

Датой рождения украинского модерна мы можем считать 1903 год – именно тогда архитектор Кричевский представил проект Полтавского губернского земства. Стиль, который тогда не имел названия и отличался от текущих архитектурных тенденций, был назван псевдо-мавританским. Но с легкой руки украинского художника Афанасия Сластиона получил свое имя – украинский стиль, а далее и украинский модерн. Кричевский заложил базисы УАМ – в основе архитектуры лежат народные традиции домашнего и церковного строительства – чем значительно раздосадовал правящего императора Николая Второго. Здание имеет Ш-образную форму, его фасады украшены гербами уездных городов губернии. Сегодня в помещении земства находится краеведческий музей.

Настоящий алмаз украинской культуры – украинское зодчество – столетиями существовал отдельно от архитектуры городов. Но уже в XIX ст. архитекторы начинают черпать в нем вдохновение, перенося народное творчество в урбанистическую архитектуру. Результатом рационалистического поиска в народной архитектуре стала школа им. И. П. Котляревского, построенная в Полтаве в 1906 г. По проекту архитекторов Е. Н. Сердюка и М. Ф. Стасюкова. Это первая в Украине мемориальная школа, посвященная выдающемуся деятелю украинской культуры. Здание имело Г-образную форму, первый этаж был выполнен из кирпича, второй из дерева, обложенного кирпичом. Здание сгорело во время Второй мировой войны, а после нее было разобрано.

Почти одновременно со зданием земства и школы была возведена церковь в селе Плишивцы, по проекту архитектора Кузнецова. Все девять глав церкви с прямоугольников переходят в восьмигранники и пропорционально суживаются кверху, кладка стен же при этом идет с наклоном внутрь. Покровская церковь – это прародитель украинского нео-барокко, художественное воспроизведение украинского народного зодчества.

С 1903 года УАН набирает стремительные обороты одновременно почти во всех регионах. Сластион формулирует его основные принципы и способствует распространению стиля на территории Украины. Украинская творческая интеллигенция и студенческая элита организует сообщества по изучению украинской народной архитектуры, в том числе нелегальные – империалистическую власть категорически не устраивали любые проявления национализма. Студенты ходят по селам и делают эскизы хат, церквей и сараев. В Харькове формируется Украинский художественно-архитектурный отдел – целью которого становится не только сохранение памятников Украины и восстановление народного зодчества, но также и распространение украинского архитектурного стиля. Почетным председателем кружка стал сам Илья Репин.

Афанасий Сластион
Илья Репин
Василий Кричевский

Украинский стиль все увереннее утверждается в массовой культуре – появляется большое число публикаций в журналах не только тематических, но и развлекательных. УАМ – это ответ архитектуры современным запросам, новому ритму жизни нового столетия. До революции УАМ набирает стремительные обороты – интенсивный и живописный декор, народные мотивы и яркий отпечаток зодчества.

В 1911 году в Харькове архитектор Сердюк проектирует здание сельскохозяйственной селекционной станции – одна из немногих построек, сохранившихся до наших дней. Сегодня тут находится Институт растениеводства им. В.Я. Юрьева Национальной академии аграрных наук Украины.

Проектируя здание Центрального Железнодорожного вокзала Киева, архитектор Вербицкий стремился сделать его ярким представителем УАМ и украинского барокко. Но в процессе постройки проект множественно менялся под влиянием доктрин советской системы, и в итоге элементы УАМ использовались лишь частично. Здание возводилось в период 1928-1932 гг.

В Харькове, колыбели украинского модерна, до наших дней сохранилось уникальное здание Художественного училища, построенного в 1912 году по проекту архитектора Жукова. Первым его директором стал ученик Репина – Александр Любимов.

Одной из ценнейших жемчужин украинского модерна является Дом Хренникова, построенный в Днепре архитекторами Фетисовым и Хойновским. Здание реконструировалось после пожара, однако и сейчас сохранило отличительные черты самобытного украинского архитектурного стиля.

Надлом произошел после Революции – многие деятели оказались или в эмиграции, или репрессированы. УАМ уходит в так называемое «подполье» - спрятав свою броскость под лик рационализма и конструктивизма. 1941 год можно считать официальным годом завершения этого самобытного архитектурного стиля, хотя некоторые архитекторы продолжают использовать его элементы в своих работах. Советская власть приложила немало усилий к стиранию следа украинского модернизма со страниц истории, однако многие памятники архитектуры по-прежнему сохранены.

Если говорить об отличительных чертах УАМ, его «маркерах» и «якорях» среди схожих стилей модерн и украинское барокко, то можно выделить следующие:

  • Объемная композиция – как отклик народных традиций домашнего и церковного строительства. Дома П-образной, Г-образной, Ш-образной форм.
  • Композиция стены – множества способов решения стены. Гладкие стены использовались наравне с ярусными.
  • Композиция окна – применение шестиугольных, трапеционных окон (особенно в западноукраинских течениях УАМ). Прямоугольные окна, арковые окна с полукруглым или элептическим верхом. Спаренные трапеционные окна, окна с нишами.
  • Порталы – как главный композиционный элемент.
  • Щипцы и фронтоны – их формы свидетельствовали о принадлежности к течению УАМ или отражали влияние других стилей.
  • Крыши – высокие, с крутым скосом и сложной пластикой, а также шатровидные крыши.

Наследие УАМ – не только в учебниках истории, но и во влиянии на современную архитектуру. Многое было разрушено войной, советской властью и неправильной реставрацией, однако многое осталось в подарок следующим поколениям. Украинский модерн – это архитектурный ответ своего времени, застывшая в камне и дереве музыка начала столетия, это культурный след и веха развития украинской архитектуры. Наша задача – не только вершить новую историю, но и сохранять эти исторические памятники для следующих поколений.