Пересечение миров: самые яркие коллаборации Ikea

Френк родился в 1867 году в религиозной семье на севере США. Его мать лелеяла мечту об архитектурной карьере для сына – так его с детства окружали тематические книги, игры и гравюры. С ранних лет приняв на себя финансовую ответственность за семью, Райт учился в Висконсинском университете и подрабатывал помощником местного строителя.

Однако, финансовые трудности не позволили ему быть удостоенным ученой степени – и уже в 1887 году в Чикаго Райт получил свою первую работу в архитектурном бюро. В 23 года он руководил всеми объектами жилой недвижимости в чикагском «Адлер и Салливан». Салливан стал его наставником и примером, под началом которого Райт проработал 6 лет. Однако вынужден был покинуть бюро из-за конфликта с основателями: Райт проектировал дома «на стороне», что не устраивало собственников. В 1893 году Райт основывает свое собственное архитектурное бюро, которое за 8 лет реализовывает более 50 проектов

С начала 20-го века Френк Ллойд Райт активно создает свой собственный архитектурный стиль, принесший ему не только известность, но и навсегда запечатлевший его как одного из ведущих архитекторов современности – «стиль прерий». «Дома прерий» — это воплощение разумной практичности, лишенной тривиальности. Это вытянутые линии, продолжение окружающей среды, целостность с природой, непрерывность архитектурного пространства. Форма здания вытекает из окружающего ландшафта, дополняет его. Это горизонтальные композиции, вынесенные за пределы дома крыши и террасы, открытые планы, использование в отделке природных материалов.

Дом Уиллитса, Иллинойс (США)

Интерьеры домов – не менее важная история, чем экстерьеры. Идеалом для Райта служил японский дом, практически лишенный мебели и декоративных элементов. Планы зданий в большинстве своем имели крестообразную форму, в центре которой расположен камин: архитектор хотел уйти от привычного устройства дома с множеством закрытых комнат, создавая единое помещение. Большую часть мебели архитектор разрабатывал лично – каждая деталь должна быть осмыслена и занимать свое место в пространстве. Он интегрировал системы отопления, водоснабжения, и освещения в конструкцию здания, добиваясь единства всех его элементов: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши».

Интересно, что «Дом Роби» - один из самых ярких «домов прерий» - был крайне негативно оценен современниками Райта: менеджмент Чикагского университета инициировал его снос, чтобы на этом месте возвести студенческий кампус. Спасла здание случайность: оно было выкуплено строительной фирмой. Всего в период 1901-1909 гг. Райт построил 76 домов прерий, рассчитанных на представителей среднего класса и бизнесменов.

Дом Мартина

Дом Роби

С 1910-го, после выхода ряда статей Райта в прессе Германии, о нем заговорила Европа: кто он - молодой архитектор, который решает планировочные задачи, не посильные великим умам Старого Света? Имя Райта гремело в местных архитектурных сообществах – ему даже предлагали организовывать персональные выставки.

Одна из наиболее знаковых, и, безусловно, самая романтичная постройка Райта – резиденция «Талиесин». Построенная в 1911 году, усадьба стала воплощением романа архитектора с женой одного из его клиентов – Мартой Босвик Чейни, которая позже стала его спутницей и хозяйкой резиденции. Долина, в которой построено поместье, несколько поколений принадлежала семье Райтов. «… Не в земле, но из земли» - так описывал архитектор расположение дома, который органично «вырастает» из окружающего ландшафта. Дом состоит из трех секций – жилой зоны, офиса и хозяйственных построек. В строительстве использован местный известняк, а также песок с отмели соседней реки. Поместье дополнено ландшафтным парком и бассейном.

Резиденция «Талиесин»

Стремительный взлет популярности Райта в начале 20-го ст. сменился периодом затишья в 30-х гг.: у архитектора практически не осталось крупных заказов. Несколько лет он посвятил работе в Японии – в родных штатах его стиль критиковался современниками. Там он открыл бюро и построил 14 зданий, в том числе знаменитый отель Imperial – который несколько раз страдал от землетрясений и в итоге был разрушен.

Отель Imperial, Токио

Позже к нему приходит идея создать в США творческую мастерскую, в которой он познакомился с сыном состоятельного предпринимателя Эдгара Кауфмана. Эта дружба привела к неожиданному результату: бизнесмен выделяет баснословную сумму для строительства целого города, спроектированного Райтом. Следующим проектом Райта для Кауфмана становится загородный дом – и он ознаменовал собой начало новой вехи в творчестве архитектора.

Стиль ведения дел Райта – такой же эпатажный, как и его личная жизнь. Многие проекты переделывались и перестраивались уже в процессе реализации, что приводило к многократному удорожанию работ. Часто Райт компенсировал это удорожание из собственных средств.

Один из самых известных проектов Райта – знаковый символ гения и прокрастинации: архитектор откладывал работу над ним в течение нескольких месяцев, а позже создал эскиз за пару часов до приезда заказчика (не упустив в нем мельчайших деталей). «Дом над водопадом», построенный в 1935-39 гг. - здание с использованием заводских элементов и железобетонных конструкций, не уходящее от идей органической архитектуры. Задумка Райта – сделать водопад частью дома: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни».

Дом над водопадом

«Дом над водопадом» - часть ландшафта: при его строительстве не было срублено ни одного дерева, а часть утеса, на котором он расположен, оказалась внутри здания в качестве детали интерьера. С учетом инфляции доллара, на конец 2010-х годов затраты на строительство дома оценивались почти в 2,5 млн. долларов. Сейчас «Дом над водопадом» - музей, открытый к посещению.

Интерьеры «Дома над водопадом»

Начиная с 30-х гг. Райт сместил вектор своего внимания на более популярные дома для среднего класса. Он называл этот дизайн «североамериканским» - компактные и технологичные, они по-прежнему выдерживали принципы «домов прерий»: широкая крыша, узкие окна, одноэтажность и каркасные конструкции. «Юсоновские» дома – концепция «горизонтальной урбанизации» Райта, которая существенно повлияла на характер американского малоэтажного пригорода: одноэтажность построек предполагала распределение перенаселенного города по сельскохозяйственным пригородам.

«Юсоновские» дома

Вершиной архитектурного творчества Райта считается музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который он строил на протяжение 16 лет. Внешне здание похоже на спираль, внутри – на раковину. Экспозиции осматриваются сверху вниз: посетители поднимаются на верхний этаж на лифте и постепенно опускаются по центральному спиральному пандусу. Орнамент на заборе музея – фигуры с картин В.В. Кандинского.

Музей Соломона Гуггенхайма

В возрасте 70 лет неутомимый архитектор отправляется в Аризону, где строит поместье «Западный Тейлизин» - резиденцию семьи Райтов, а также архитектурную школу и мастерскую. Сегодня в комплексе расположен фонд Френка Ллойда Райта, который занимается сохранением его наследия.

Поместье «Западный Тейлизин

Последние годы творчества Райта характеризуются уходом от органической архитектуры к универсальным, интернациональным домам. Он отказывается от прямых углов в пользу окружности. Его популярность была на пике, он всячески восхвалялся в периодических изданиях и архитектурных сообществах. Большую часть времени он посвящал написанию книг, которых за его жизнь вышло около 20.

За жизнь архитектор создал более 1100 проектов, из которых было реализовано более 500 - непохожих друг на друга, дерзких и смелых, не оставляющих равнодушными как критиков, так и обывателей. Он скончался в возрасте 91 года, за 6 месяцев до завершения строительства музея Гуггенхайн. И после смерти многие его проекты продолжают реализовываться - в 1997 году завершилось строительство конференц-центра Monona Terrace.

Автор: Елена Беленькая

В статье использованы материалы из источников: architime.ru, interior.ru, wikipedia.org, interior.ru, strelkamag.com, losko.ru