Социальная программа "Используй разумно - создавай с душой!"

узнать подробнее

Кенго Кума: Дерево – материал эпохи

Архитектурным символом 2020, по праву, станет новый токийский олимпийский стадион, открытый к Олимпиаде и спроектированный самым тонким архитектором самой тонкой в мире архитектуры – японцем Кенго Кума. 70 000 кубических футов древесины для крыши стадиона и 47000 деревьев для прилегающей территории – Кенго Кума возрождает традиционную японскую архитектуру и становится технологическим новатором своего времени.

Архитектор родился в Йокогаме в 1954 году, в 1979 окончил Токийский университет, а в 1987 уже открыл свое первое архитектурное бюро. Символично, что желание стать архитектором пришло к Кенго, когда тот юношей плавал в бассейне Токийского олимпийского стадиона – игра света на потолке заворожила его и это определило дальнейшее место в жизни. 

Олимпийский стадион в Токио архитектуры Кенго Кума, 2019 год
Стадион архитектуры Кэндзо Тангэ, вдохновивший Кума, 1964 год

Творческий путь Кенго Кума проходил через кризис японской экономики – в то время архитектор работал в глубинке и брал мелкие заказы. Там он знакомился с местными ремесленниками, узнавал о традиционных материалах и старинных технологиях. “Я принадлежу к потерянному поколению. Мы застали заморозки. У нас было больше времени на то, чтобы думать”. То время, по словам Кума, дало ему огромное вдохновение на воссоздание традиционной японской архитектуры: «Послевоенное поколение архитекторов Японии старалось подражать США и использовало в строительстве стекло и бетон, что шло вразрез с японскими традициями».


M2 building – один из первых архитектурных проектов Кенго, Токио 1991 год

Главный принцип архитектуры Кенго Кума, изложенный им в книге «Антиобъект: Разложение и распад архитектуры», - здание не должно вступать в конфликт с окружающей средой, доминировать над ней, а архитектура не может быть однообразной. Оно должно быть вписано в ландшафт, вырастать из него, учитывать историю и традиции местности. Это часть принципа shakkei («заимствованный пейзаж») – часто используемого традиционными японскими архитекторами, в котором природа становится частью архитектуры. “Западные архитекторы всюду делают одно и то же, а мы работаем исходя из того, что нас окружает”.

Музей Виктории и Альберта в Данди, Шотландия, 2018 год
Музей народного искусства Китайской Академии Искусств Ханчжоу, 2015 год

«Я думаю, для архитектора очень важно ощущение пространства. Может быть, оно даже важнее материалов и технологий. Когда я создаю какое-то здание, самым важным для меня является то, как будет ощущать себя человек, находящийся в этом пространстве.» В архитектуре Кенго важны четкие линии, границы. Он уходит от гладких фасадов с помощью деревянных реек, стеклянных витражей, камня, стремится сделать постройку как можно меньше по высоте и использовать местные природные материалы.

Вилла «Великая бамбуковая стена», Китай, 2002 год

«Наступает время, когда роль материалов в архитектуре станет очень важной. В архитектуре 20 века на первом месте была форма, на втором – пространство, и на третьем –материалы. В дальнейшем, материалы станут самым главным. Именно материалы непосредственно соприкасаются с человеком, человеческим телом, воздействуют на него.» В своей архитектуре Кума использует преимущественно природные материалы, стремится к прозрачности и легкости, полностью исключая бетон – по его мнению, бетон «убивает» архитектуру.

Проекты воплощаются из дерева, рисовой бумаги, бамбука, мягкого алюминия, необожженного кирпича, камня – архитектор мечтает о мягких и гибких зданиях, без бетонных коробок и ровных поверхностей, его здания не кажутся сплошными и массивными. Высокая технологичность использования природных материалов достигается благодаря наличию у Кенго Кума собственной исследовательской лаборатории, в которой он изучает свойства материалов – современная древесина такая же огнестойкая, как и бетон. Кума считает, что будущее архитектуры – за древесиной, и виртуозно доказывает это в своих невероятных проектах.

Художественный музей префектуры Нагасаки, 2001 год


Культурный и информационный центр в Асакусе спроектирован бюро Кенго Кума в 2012 году. Сложная геометрическая структура здания органично вписывается в исторические центр Асакуса. Древесина определяет облик фасада и соотносится с традиционной японской архитектурой. Здание выглядит как стопка небольших деревянных одноэтажных домиков с ломаными крышами, стоящих друг на друге.


Культурный и информационный центр в Асакусе, 2012 год

В архитектуре Магазина Sunny Hills, спроектированного в форме бамбуковой корзины, лежит традиционный метод японской архитектуры: вертикальные и поперечные балки одинаковой ширины переплетаются друг с другом, образуя своеобразную сеть. Балки объединяются сразу в трех измерениях и создают объем, а конструкция окутывает здание и делает его легким и воздушным.

Магазин Sunny Hills, Токио, 2013 год


В 2014 году Кенго Кума спроектировал здание University of Tokyo's Hongo Campus в Токио, фасад которого покрыт сотнями тонких деревянных полос из кедра. Создается впечатление, что стены облицованы деревянными «чешуйками». Вертикальные полосы собраны в группы от пяти до десяти, а затем выложены в шахматном порядке.

Здание University of Tokyo's Hongo Campus в Токио, 2014 год


Визитная карточка Кенго Кума – облицовка фасада деревянными планками использована при строительстве офисного здания в городе Нагоя. Планки по диагонали прикреплены к внешним стенам, а по всему периметру комплекса высажены высокие деревья.

Офисное здание, Нагоя, 2018 год


Спроектировав свое первое здание в Австралии, Кенго Кума использовал свои традиционные принципы: «Наша цель – творить максимально открытую и осязаемую для общества архитектуру». Здание The Exchange, «завернутое» в 20 000 деревянных лент - архитектурный ориентир, узнаваемый со всех сторон.

The Exchange, Сидней, 2016 год


Odunpazari Modern Museum в турецком городе Эскишехир – геометрически сложное здание, облицованное балками из дерева. Дерево используется также в интерьере музея – деревянные балки центрального атриума являются связующим элементом всех залов. Это отсылка к окружающей архитектуре - в соседних традиционных османских домах консольные балки из дерева поддерживают верхние этажи, немного выдвинутые над нижними.

Odunpazari Modern Museum, Турция, 2019 год


Один из последних проектов Кенго —отель в Токио ONE@Tokyo, отражающий историю и характер места. Отель расположен в районе Сумида, в котором еще царит традиционная атмосфера эпохи Эдо. Здание имеет бетонную облицовку, а фасад первого этажа оформлен характерной для архитектуры Кума конструкцией из нагромождения деревянных планок.

ONE@Tokyo, 2017 год


Еще один отель, реконструированный Kengo Kuma and Associates из старой постройки - Ginzan Hot Spring Fujiya. Оригинальный фасад столетнего здания был переоформлен, проведены работы по внутренней реконструкции. Отельный комплекс не утратил очарование классической японской архитектуры и обрел выразительные черты дизайна талантливого японца.

Отель Ginzan Hot Spring Fujiya, префектура Ямагата, Япония, 2006 год

 
Suspended Forest («Висящий лес») – еще один оригинальный проект жилого дома, представляющий собой замысловатую конструкцию из множества треугольников, обшитых деревянной вагонкой, будто бы парящую в воздухе. Каждая доска на покрытии крыши была вырезана и обработана вручную – древесина будет стареть вместе с домом.

Жилой дом «Висящий лес», Швейцария, 2018 год


Оформление интерьера деревянными конструкциями – узнаваемый стиль Кенго Кума. Бюро воплотило в жизнь несколько проектов коммерческой недвижимости, концепция которых восхищает и завораживает.

Миланский бутик Valextra, 2018 год
Магазин соевого соуса Kayanoya, Токио, 2014 год

Дизайн номеров в отеле Kyoto Kokusai, Япония, 2011 год


Кенго Кум – новатор в использовании классических материалов не только в современной архитектуре. Необычная разработка архитектора совместно с организацией по защите леса More Trees - Конструктор Tsumiki, состоящий из деревянных «уголков» с V-образными прорезями на концах, которые легко скрепляются между собой и позволяют создавать необычные скульптуры.

Конструктор Tsumiki


В 1997 году за проект сцены театра Но в лесу Кенго Кум получил приз Японского архитектурного института. За проект «Вода/стекло» получил премию DuPont Benedictus. в 2009 году получил французский "Орден искусств и культуры". В 2010 году удостоен премии в области искусства газеты «Майнити» за проект музея Нэдзу в Токио, в 2011 году – премии избранных объектов искусства министра образования за проект музея Юсухары. Кенго Кума является профессором университета в Кейо и является автором множества книг и статей о подходах к изучению и критике современной архитектуры. Автор книг «Архитектура сдаёт позиции», «Соединяющая архитектура»; в соавторстве с Киёно Юми – «Новая теория города: TOKYO», «Новая теория деревни: TOKYO» и других. В филиалах его бюро в Токио и Париже работает около 150 человек.