Ecovillages

Best-case scenario, the world's population will reach 9 billion persons by 2050. Due to human activity, the environmental situation is not truly optimistic—consider global warming, environmental pollution, and ozone depletion. All these factors contributed to the birth and strengthening of an environmental movement presenting the community that prefers the bosom of nature to the noise of urban. Nowadays there are about 3,000 ecovillages worldwide comprising more than 30,000 permanent residents—and this is a persistent trend in a sustainable economy.


Modern ecovillages are kind of social laboratories where citizens look for models of harmonious and efficient life on earth. This is not a step backward from civilization, but a more progressive and sustainable approach to organizing life on earth.

Ecovillages are self-contained and resilient cities that can't be uniform—varied terrain, landscape, climate and ethical views of the founders always form a unique eco-organism. However, they have something in common:

  1. Sustainable development principles—working with nature, maximum reduction of the negative impact on the environment, and reducing the ecological footprint.
  2. Water and waste recycling.
  3. Sustainable environmental management—permaculture, and sustainable integrated multi-purpose forest management and reforestation.
  4. Alternative energy sources—solar panels, wind farms, and integrated and rational use of renewable energy sources.
  5. Green development – экологически чистые материалы в строительстве (соломенные блоки, саман, дерево, глина, кирпич, камень, песок, ракушняк и пр.)
  6. Green development – using environmentally friendly materials in construction (straw bales, adobe, wood, clay, brick, stone, sand, seashell, etc.)
  7. Minimization of energy consumption—energy-efficient housing and minimization of household energy consumption.



Hippies were the first to leave cities and organize self-managed settlements (1960s, USA). In 1996 ecovillages around the world merged into the Global Ecovillage Network (GEN). The goal of the organization is to offer real alternatives to the negative impact on the planet through examples of sustainable life in eco-communities.

Dyssekilde, Denmark

Established in 1990, the present-day ecovillage includes 74 sustainable apartment buildings of various design—from modern buildings to unusual houses with thatched roofs. All buildings are made of natural materials. On 12 hectares of land, there are personal vegetable gardens, a 20-meter recycling system and 7 windmills, each of which provides electricity and heat for 10 houses. In the village, rainwater harvesting technology is made use of. Dyssekilde strives to be as carbon-neutral as possible. As architecture is progressing, it becomes easier to realize the principle when building new houses. The first buildings were made exclusively of straw, resulting in large heat loss. Since 2007, geothermal heating has been used as well as passive heat from large glass greenhouses built on the south facing wall of the houses. Local water consumption is reduced by 40% compared to the national average, which is achieved by collecting rainwater and using composting toilets.


Sieben Linden, Germany

Founded in 1993, the village covers an area of 80 hectares, most of which are fields and woods. The village uses solar panels, water purification systems, and composting toilets. The houses are heated with wood. There is active forest planting and manual work in the fields. Low-energy houses are built with natural materials. They combine frame construction technology with straw bales for heat insulation. The village contains the largest collection of such houses in Germany as well as the largest straw-bale frame house in Germany. In order to commission the first house of this type, its thermal conductivity and fire resistance were thoroughly tested. Both parameters significantly exceeded the official requirements. So when put on fire, the wall did not ignite for 90 minutes (there was smoke but no fire). As a result of these tests, an official permit was obtained for the construction of houses of this type in Germany.


The village is noted for its extremist eco-communities such as "Club-99". This community doesn't use electricity. The community house was built without machinery: they used two-man saws to make boards out of logs and put them together with used nails. When the official commission carefully examined the environmental footprint of the house construction, it turned out that it was only 3% of the footprint of the construction of an average house of a similar size in Germany. The other houses put their ecological footprint at 20% of the national average. According to a study conducted by the University of Kassel, the carbon dioxide level in Sieben Linden is less than 1/3 of the German average.

Auroville, India

Established in 1968, it is one of the world's oldest ecovillages. At the moment, it is home to more than 3,000 people. The village was founded to realize the ideal of human unity. Modern Auroville leads the way in rammed earth construction, rainwater harvesting, wastewater treatment, and using alternative energy sources.

Crystal Waters, Australia

Founded in 1984, the village became the birthplace of the "permaculture" concept. The members managed to turn arid lands into a small oasis and to revive the diversity of flora and fauna. All construction work on the territory is carried out with minimal changes to the landscape while using only alternative sources of electricity.


Damanhur, Italy

It is the most high-tech ecovillage. Its model of sustainable development was recognized by the UN with an award. The village is divided into communities, each of which specializes in a specific area—solar energy, permaculture, farming, education, medicine, etc. The members welcome smartphones and have their own currency.


Finca Bellavista, Costa Rica

That's a unique treehouse ecovillage in jungles. All houses are carbon-neutral, and the village doesn't use electricity.

Findhorn, Scotland

The UK's largest ecovillage was founded in 1962. It has the smallest environmental footprint of all communities in the country (resource use—half the average and environmental impact—half the rate). As a result, it has been awarded UN Habitat Best Practice designation from the United Nations Centre for Human Settlements.


Lammas, Wales

It is an experimental government-sponsored ecovillage. The houses are built with wood, straw, clay and other eco-friendly materials and are fully integrated into the landscape. The earth surrounding the houses provides thermal insulation. The residents compost waste and get electricity from alternative sources: hydroelectric power stations and willow (the plant they grow in the village).

ReGen Villages, the Netherlands

It is a unique pilot project with its own complete waste recycling cycle and local high-yield food production, which makes it independent of external infrastructure. Each building will be covered with a glass frame. It will improve thermal insulation and create the opportunity to grow fruits and vegetables on your own plot of land all year round. ReGen Villages present an innovation—a unique system of multi-tiered vertical farms. The plants are arranged in containers which automatically provide the roots with sufficient nutrient-rich water. This will reduce the cultivated area by 50 times, irrigation water will be reduced by 90%, and the growth rate will increase several times.



Ukrainian experience

Today the Ukrainian green economy is still developing so high-grade sustainable ecovillages are yet to occur. Ukrainian ecovillagers just start out equipped with the world's eco-culture experience. Yet, these initiatives present hopeful signs that a strong low-carbon movement will be developed in Ukraine.

Romashki, a village near Kyiv
The Sirik family, the most famous Ukrainian ecovillagers
Dolina Dzherel, the largest Ukrainian ecovillage founded in 2003
Urochishche Tartak, the first official Ukrainian ecovillage

Ukrainian designer Yuriy Ryntovt has been living in a forest near Kharkov for many years. He and his associates organized their own eco-space, which was originally designed as a creative village for artists. "Urban is completely spoilt. It is impossible to live in a city now. How can we talk about ecology, about real life, if you have never been to woods... We should tiptoe on the ground," Yuriy says.

Экопоселения

Согласно самым оптимистичным прогнозам, к 2050 году население земли составит 9 млрд человек. Экологическая ситуация, которая сложилась благодаря техногенному образу жизни, привела к не самым оптимистичным прогнозам – глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, разрушение озонового слоя. Все эти факторы способствовали зарождению и укреплению течения эко-инакомыслящих, выбирающих лоно природы перед шумом урбана. Сейчас в мире существует около 3000 экопоселений, в которых постоянно проживает более 30000 человек – и это уверенное течение в sustainable экономике.


Современные экопоселения – своеобразная социальная лаборатория, в которой поселенцы ищут модели гармоничной и эффективной жизни на земле. Это не шаг назад от цивилизации, а более прогрессивный и устойчивый подход к организации жизни на земле.

Экопоселения — это автономные и жизнестойкие города, которые не могут быть универсальными – различная местность, ландшафт, климат и этические установки основателей каждый раз формируют уникальный эко-организм. Однако, у них существуют общие знаменатели:

  1. Соблюдение принципов устойчивого развития – взаимодействие с природой, максимальное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, уменьшение экоследа.
  2. Рециклинг воды и отходов.
  3. Устойчивое природопользование - пермакультура, устойчивое комплексное многоцелевое лесопользование и лесовосстановление.
  4. Использование альтернативных источников энергии – солнечные батареи, ветряные установки, комплексное и рациональное использование возобновляемых источников энергии.
  5. Green development – экологически чистые материалы в строительстве (соломенные блоки, саман, дерево, глина, кирпич, камень, песок, ракушняк и пр.)
  6. Минимизация энергопотребления – строительство энергоэффективного жилья, минимизация бытового энергопотребления.



Первыми уезжать на природу и организовывать там самоуправляемые поселения стали хиппи в 60-х года в США. В 1996 году экопоселения всего мира объединились в Глобальную сеть Экопоселений — Global Ecovillage Network (GEN). Цель организации – предложить реальные альтернативы негативному воздействию на планету через примеры устойчивой жизни в эко-общинах.

Dyssekilde, Дания

Образованное в 1990м году, экопоселение сегодня вмещает 74 устойчиво-разработанных многоквартирных дома различного дизайна – от современных построек, до необычных домиков с соломенной крышей. Все постройки выполнены из натуральных материалов. На территории в 12 Га находятся 7 ветряных мельниц, каждая из которых обеспечивает электроэнергией и теплом 10 домов, собственные огороды и 20-тиметровая система утилизации. В поселении применяется технология по сбору дождевой воды. Dyssekilde стремится быть максимально углеродно-нейтральным, архитектурные инновации сделали это проще для новых домов. Первые постройки были исключительно соломенные – что привело к большим потерям тепла. С 2007 года используется геотермальное отопление и пассивное тепло из больших стеклянных парников, прикрепленных к южным фасадам. Потребление воды здесь снижено на 40% по сравнению со среднедатским показателем, что достигается сбором дождевой воды и компостными туалетами.


Зибен Линден, Германия

Основанное в 1993 году, поселение занимает площадь 80 Га, большую часть которых занимают посадочные поля и лес. Поселение использует солнечные батареи, системы очистки воды, компостные туалеты, для отопления используются дрова, активно восстанавливается лесопосадка, поля обрабатываются вручную. Энергоэффективные дома строятся с применением природных материалов, при помощи каркасного строительства с утеплением из соломенных блоков. В поселении находится самая большая в Германии коллекция таких домов, а также самый большой в Германии каркасный дом с утеплением из соломенных блоков. Для того, чтобы сдать первый такой дом в эксплуатацию, проводилось множество тестов по теплопроводности и огнеупорности. И тот, и другой параметр значительно превзошли официальные требования. Так, в прямом пламени стенка не возгоралась 90 минут (из неё выделялся дым, но возгорания не происходило). В результате этих тестов было получено официальное разрешение на строительство в Германии домов такого типа.


Интересной особенностью поселения является наличие экстремистских эко-общин, например - «Клуб-99». В этом сообществе не использовалось электричество, а общинный дом был построен без использования какой-либо техники, брёвна распускались на доски специальными двуручными пилами, в строительстве использовались только старые, бывшие в употреблении гвозди. Когда официальная комиссия тщательно изучила экологический след, образовавшийся при постройке этого дома, то оказалось, что он составляет всего 3% от экологического следа, образующегося при строительстве среднего дома аналогичного размера в Германии. Остальные дома выделяют 20% от среднего по стране экологического следа. Согласно исследованию, проведённому Университетом Касселя, содержание диоксида углерода в Зибен Линден составляет менее 1/3 среднего показателя по Германии.

Ауровиль, Индия

Одно из старейших мировых экопоселений, основанное в 1968 году. На данный момент в нем проживает более 3 000 человек. Основанный как место духовного воплощения идеалов человеческого единства, сегодня Ауровиль является лидером в земляном строительстве, сборе дождевой воды, очистке сточных вод, по альтернативным источникам получения энергии.

Чистые воды, Австралия

Поселение, основанное в 1984 году, стало родиной понятия «пермакультура» - поселенцы смогли превратить засушливые земли в маленький оазис, возродить многообразие флоры и фауны. Все строительные работы на территории проводятся с минимальным изменением ландшафта, используются только альтернативные источники электроэнергии.


Даманхур, Италия

Самое высокотехнологичное экопоселение, получившее приз ООН как модель устойчивого развития. Поселение разделено на общины, каждая из которых специализируется на определенной области – солнечной энергетике, пермакультуре, фермерстве, образовании, медицине и пр. Поселенцы приветствуют смартфоны и имеют собственную валюту.


Финка БеллаВиста, Коста Рика

Уникальное экопоселение, полностью расположенное на деревьях в окружении джунглей. Все дома углеродно-нейтральны, электричество в поселении не применяется.

Финдхорн, Шотландия

Крупнейшее экопоселение Великобритании было основано в 1962 году имеет наименьший экологический след из всех сообществ в стране (половина среднего использования ресурсов и половинная норма воздействия на окружающую среду), за что оно получило награду «Лучшие Практики» от Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам.


Ламмас, Уэльс

Экспериментальное экопоселение, полностью созданное на государственный грант. Дома построены из древесины, соломы, глины и других экоматериалов и полностью вписаны в ландшафт. Теплоизоляция домов достигается за счет земли, которая их окружает. Отходы компостируются, а электричество добывается из альтернативных источников – гидроэлектростанций и растения «Ивняк», которое выращивается в деревне.

ReGen Villages, Нидерланды

Уникальный пилотный проект, располагающий собственным законченным циклом переработки отходов и локальным высокоурожайным производством пищи, что делает его независимым от внешней инфраструктуры. Каждое здание будет накрыто стеклянным каркасом, что улучшит теплоизоляцию и даст возможность для круглогодичного выращивания фруктов и овощей в собственном доме. Новаторское введение ReGen Villages – уникальная система многоярусных вертикальных ферм, где растения высаживаются в контейнеры, в которых корневая система в нужном, автоматически контролируемом режиме будет постоянно питаться водой, обогащенной питательными веществами. Это сократит посевную площадь в 50 раз, объем воды для полива сократится на 90%, а скорость роста увеличится в несколько раз.



Украинский опыт

Сегодня украинская зеленая экономика находится в начале своего развития, и говорить о полноценных устойчивых экопоселениях пока не приходится. Украинские поселенцы только начинают свой путь с применением мирового опыта эко-культуры, но эти начинания дают нам надежду на формирование сильного низкоуглеродного течения в Украине.

Ромашки, поселение недалеко от Киева
Семья Сириков, самое знаменитое экопоселение Украины
Долина Джерел, самое обширное украинское поселение, основанное в 2003 году
Урочище Тартак, первое официальное экопоселение Украины

Украинский дизайнер Юрий Рынтовт уже много лет живет в лесу под Харьковом, где он со своими единомышленниками организовал собственное эко-пространство, которое изначально проектировалось как творческая деревня для художников. «Город изуродовали окончательно. Жить сейчас в городе невозможно. Говорить об экологии, говорить о жизни подлинной, не быв в лесу ... Ходить по земле нужно шепотом » - комментирует Юрий.