Баччо Понтелли - краснодеревщик и архитектор Сикстинской Капеллы

Баччо Понтелли

Когда речь идет о Сикстинской Капелле, почти автоматически на ум приходят непревзойденные библейские фрески Микеланджело и история их непростого создания. Но не менее важна фигура основного архитектора проекта, флорентийца Баччо Понтелли. Именно благодаря неординарному итальянцу сейчас, в самом сердце Ватикана, под небом вечного города, уже шестой век непоколебимо стоит прообраз Великого Иерусалимского Храма.

Бартоломео Понтелли родился во Флоренции в 1450 году. Началом карьеры для него стала работа в мастерской Франческо Ди Джованни - художника по дереву, выдающегося инкрустатора. Там он изучал краснодеревное искусство, столярное дело, инкрустацию и принципы проектирования. Уже на рассвете своего творчества Понтелли проявил неординарные способности в работе инкрустатора, оставшись для последователей не только талантливым архитектором, но и краснодеревщиком.

Потолок Сикстинской Капеллы

Герб герцога Урбино, работа Понтелли по дереву
Студия герцога Федерико во дворце Дукале

Значительное влияние на становление его, как архитектора, имела дружба и сотрудничество с братьями Джулиано и Бенедетто да Майно - флорентийскими мастерами резьбы по дереву. В этом тандеме он значительно усовершенствовал свои инженерные навыки. В 1980 году Баччо отправляется в итальянский город Урбино, где знакомится с творчеством выдающегося художника, скульптора и военного инженера Франческо Ди Джорджио Мартини. Сиенская школа живописи производит на молодого архитектора огромное впечатление. В Урбино Понтелли в течение двух лет работал в студии герцога Федерико, непосредственно во дворце Дукале (резиденция герцога Урбинского). До сих пор сохранены инкрустированные деревом фрески, в создании которых принимал участие маэстро.


Резиденция Герцогов Урбинских

Вернувшись в Рим, Баччо Понтелли стал одним из архитектурных фаворитов папы Сикста IV, по поручению которого принимал участие в обновлении многих итальянских городов. Умер в возрасте 42 лет в Урбино, последнюю часть творческой жизни посвятив архитектуре военных крепостей.


Крепость Аквавива-Пичена-Джезу

Крепость в Сенигаллии

Самым известным проектом Понтелли, безусловно, является величественная Сикстинская Капелла. Римский папа Сикст Четвертый, опасаясь военной угрозы со стороны Медичей и турецких войск, принимает решение укрепить здание «Большой Капеллы» - места в Ватикане, где избирался новый Папа. Для разработки проекта он приглашает Баччо Понтелли - умбрийские мастера, в то время, пользовались большой популярностью. В 23 года Понтелли проектирует Капеллу, что увековечит его имя в истории и сделает бессмертным. Здание имеет форму прямоугольника высотой 27 метров. Три этажа, мраморный пол и внешний аскетизм - но внутреннее убранство заставляет затаить дыхание. Сандро Боттичелли, Петро Перуджино, Козимо Росселли и, конечно, Микеланджело Буонарроти создали отдельный непревзойденный мир, расписав стены и потолок фресками по библейским мотивам.


Сикстинская Капелла

В том же году Понтелли проектирует в Риме мост, который также берет имя покровителя архитектора - Мост Сикста. Это первый каменный мост, построенный в городе со времен Римской Империи. Рим, который тогда насчитывал около 30 000 горожан, имел три пешеходных моста через Тибр - но по проекту Папы этого могло быть недостаточно для крупных католических праздников. Сикст Четвертый лично заложил первый камень нового моста.


Мост Сикста

А уже в 1475 году Понтелли проектирует в Риме еще одну выдающуюся церковь - Santo Spirito in Sassia, Костел Святого Духа ди Сассия, недалеко от площади Святого Петра у Ватикана. На этом месте тремя веками ранее была построена рядом с тогдашней церковью первая в Европе больница, посвященная Святому Духу, в которой успешно лечился сам реформатор Мартин Лютер.


Костел Святого Духа ди Сассия

В 1983 году архитектор направляется в средиземноморскую Остию, где строит крепость и Базилику Санта-Ауреа. Церковь - резиденция городской епархии, построенная в лаконичном стиле, который уже стал узнаваемым почерком Понтелли.


Базилика Санта-Ауреа
Крепость Остии

В 1479 году Баччи Понтелли выступил одним из архитекторов реновации церкви Святого Августина на Марсовом поле в Риме. Церковь строилась из блоков, добытых на руинах древнеримского Колизея. Фасад церкви считается одним из первых примеров архитектуры раннего Ренессанса в Риме. В церкви находится известная картина Караваджо «Madonna del Pellegrini».


Базилика Святого Августина

Еще одна ренессансная церковь Санта-Мария-дель-Пополо, фасад которой проектировал Понтелли, строилась в Риме в период 1472-1477 гг. Главным архитектором проекта выступил Джованнино де Дольчи, с которым Понтелли уже сотрудничает при возведении Сикстинской Капеллы.


Санта-Мария-дель-Пополо

Баччо Понтелли - громкое имя рождения итальянского Ренессанса, архитектор, всего за два десятка лет творчества оставивший отпечаток в образе бессмертного Рима и увековечившийся в сооружении Сикстинской Капеллы. Его здания - лаконичные и элегантные, выдержанные в едином ансамбле, уверенно передают почерк мастера. Его работы по дереву - сложные, роскошные, живут вне времени и вдохновляют нас в работе на новые свершения. Творчество великих мастеров - источник вдохновения и переосмысления современного искусства сквозь призму вечных культурных якорей.